- Церковные обряды
- человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой-нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится вполне доступным. В частности, религиозные потребности человека нуждаются во внешних выражениях, для каковых целей и служат обряды. Обряд символ, свидетельствующий о живом взаимоотношении между человеком и Богом, обновляющий и укрепляющий слабую человеческую душу. По понятиям православной церкви, обряды включают всю внешнюю часть религии чины, уставы, действия, внешнюю сторону таинств и проч. Чин обрядов установила и ныне устанавливает церковь. Деятельность церкви в этом отношении началась со времени апостолов, которые на соборе в I в. делали первый шаг, вступив на путь отмены и переработки обрядов. Так, они отменили обязательность обрезания, установили празднование 2 дней субботы и воскресенья в неделю и проч. С этих пор идет развитие обрядового законодательства. Одни прекращались, другие являлись. Исчезли существовавшие прежде обряды летопроводства, пещного действия, страшного суда, братотворения. Добавлялись и отменялись молитвы, песнопения и пр. согласно духу и требованиям жизни. Следовательно, обряды, с одной стороны, не являются произвольным установлением, с другой они и не неизменны, как догматы. Они рождаются из господствующих форм народного быта, верований, обычаев, которые не остаются постоянными и следуют общим человеческим законам развития. Церковь блюдет лишь чистоту приписываемого обрядам символа, уступая требованиям религиозного сознания каждой эпохи. Лишь темные неразвитые умы могут придавать обряду, т. е. человеческому представлению божественных истин, догматическое значение. Таковы старообрядцы-раскольники, противившиеся нововведениям патриарха Никона касательно исправления богослужебных книг, двуперстия, двоения аллилуйя и пр. Обряд должен наглядно представлять человеческому сознанию дух и значение верования, таково: крестное знамение, представляющее Существо Бога единое и троичное в лицах, и др.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.